УСН
Установили коэффициент-дефлятор для УСН на 2027 год
Коэффициент для УСН на 2027 год равен 1,153 вместо 1,090 в 2026 году. Коэффициент влияет на лимиты доходов для применения УСН и пороги для ставки НДС. Так, лимит доходов для работы на УСН в 2027 году составит 518,85 млн руб. (450 млн руб. × 1,153).
Лимит доходов при переходе на УСН с 2027 года считайте с коэффициентом на 2026 год – 1,090 (п. 2 ст. 346.12 НК). Он равен 367 875 руб. (337,5 млн руб. × 1,090)
С 1 января 2027 года.
Приказ Минэкономразвития от 21.10.2026 № 732
Уточнили порядок учета доходов на УСН при выходе участника из ООО
При выходе участника из ООО и передаче ему имущества доходом компании на упрощенке будет признаваться действительная стоимость его доли (п. 1.1 ст. 346.17 НК). Этот доход нужно учесть на следующий день после перехода права собственности на имущество
С 1 января 2027 года.
Закон от 23.03.2026 № 70-ФЗ
ИП на УСН потеряют право на нулевую ставку с 2027 года
Нормы НК о нулевой ставке налога на УСН для впервые зарегистрированных ИП теряют силу с 1 января 2027 года. Налоговые каникулы прервутся, даже если региональный закон об этой льготе продолжает действовать.
ИП, вновь зарегистрированные в 2026 году, вправе применять нулевую ставку только до конца 2026 года. С 1 января 2027 года они переходят на общие ставки налога на УСН, установленные в регионе
С 1 января 2027 года.
П. 4 ст. 346.30 НК, п. 3 ст. 2 Закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ
Письмо Минфина от 08.04.2026 № 03-11-10/29518
ПСН
Установили коэффициент-дефлятор для ПСН на 2027 год
Коэффициент для ПСН на 2027 год – 1,325 вместо 1,253 в 2026 году. На него власти регионов могут индексировать потенциально возможный годовой доход, на основании которого рассчитывается стоимость патентов ИП. В связи с повышением коэффициента стоимость патента в 2027 году увеличится
С 1 января 2027 года.
Приказ Минэкономразвития России от 21.10.2026 № 732
Лимит доходов для применения патента снизили с 20 млн до 15 млн руб.
Если доходы ИП за год превышают 15 млн руб., придется перейти на упрощенку, АУСН или общую систему.
Лимит доходов на ПСН снижают поэтапно. С 2028 года лимит – 10 млн руб.
С 1 января 2027 года.
Cт. 346.45 НК
ИП на ПСН потеряют право на нулевую ставку с 2027 года
Нормы НК о нулевой ставке налога на ПСН для впервые зарегистрированных ИП теряют силу с 1 января 2027 года. Налоговые каникулы прервутся, даже если региональный закон об этой льготе продолжает действовать.
ИП, вновь зарегистрированные в 2026 году, вправе применять нулевую ставку только до конца 2026 года. С 1 января 2027 года они переходят на общие ставки налога на ПСН, установленные в регионе
С 1 января 2027 года.
П. 3 ст. 346.50 НК, п. 3 ст. 2 Закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ
Письмо Минфина от 08.04.2026 № 03-11-10/29518
НДФЛ
Декларацию 3-НДФЛ нужно подавать по новой форме
Новое приложение 5.1 «Расчет инвестиционных налоговых вычетов и налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан». В форме, утвержденной приказом ФНС от 20.10.2025 № ЕД-7-11/913@, такие вычеты рассчитывают в приложении 5. В приложении 5 остаются только стандартные и социальные вычеты по НДФЛ
С 1 января 2027 года начиная с отчета за 2026 год
Приказ ФНС от 30.09.2026 № ЕД-1-11/766@.
Установили коэффициент-дефлятор по НДФЛ на 2027 год
Коэффициент для НДФЛ на 2027 год – 3,006 вместо 2,842 в 2026 году. На этот показатель индексируют размер авансового платежа по НДФЛ, который уплачивают иностранцы на патенте
С 1 января 2027 года.
Приказ Минэкономразвития России от 21.10.2026 № 732Расчет 6-НДФЛ подавайте по обновленной форме
В порядке заполнения и электронном формате:
- уточнили, что для электронной доверенности указывается только GUID;
- дополнили коды отчетных периодов 51–53 и 90 случаем снятия с учета иностранной организации – налогового агента;
- ввели код места представления 340 – учет иностранной организации как налогового агента по пункту 1.1 статьи 226 НК;
- добавили коды статуса налогоплательщика 9 (резидент – гражданин ЕАЭС, не являющийся налоговым резидентом РФ) и 0 (иностранный агент)
С 1 января 2027 года начиная с отчета за I квартал 2027 года.
Приказ ФНС от 25.09.2026 № СД-1-11/746@
Изменили порядок уплаты фиксированного аванса по НДФЛ для иностранцев с 1 января 2027 года
С 1 января 2027 года расширили перечень иностранцев, которые должны платить фиксированные авансы по НДФЛ. Теперь это не только мигранты, работающие по патенту, но и иностранцы:
- работающие у физлиц для личных, домашних и иных подобных нужд без патента или разрешения на работу;
- которые временно или постоянно проживают в России и трудятся у физлиц
С 1 января 2027 года.
Ст. 227.1 НК в ред. Закона от 26.07.2026 № 242-ФЗ
ФНС скорректировала коды доходов и вычетов по НДФЛ
Уточнили код 2006. Его надо применять и к выплатам исходя из среднего заработка в части районных коэффициентов и надбавок.
Ввели новые коды:
- 2722 — подарок резиденту в виде недвижимости;
- 2723 — подарок резиденту в виде транспорта;
- 2652 – матвыгода от приобретения долей участия в уставном капитале российских организаций.
Уточнили описание кода вычета 513. Его по-прежнему нужно использовать, если физик продал долю в российской компании или ее акции.
Отменили:
- код дохода 3023 – проценты по российским облигациям, эмитированным после 1 января 2017 года;
- код дохода 2790 – матпомощь и подарки ветеранам ВОВ;
- коды вычетов – 330, 332, 507 и 516
Страховые взносы
ИП будут платить за себя больше страховых взносов
Предприниматели за 2027 год должны заплатить за себя фиксированные взносы в размере 61 154 руб. Если доход превысит 300 000 руб., дополнительно нужно перечислить 1 процент с суммы превышения, но не больше 342 923 руб.
Максимальный размер взносов ИП за себя составит 404 077 руб. (61 154 + 342 923). По-прежнему не нужно платить фиксированные взносы за периоды, когда не вели бизнес, например, в связи с отпуском по уходу за ребенком, военной службой и т. д. (п. 7 ст. 430 НК). Отсутствие доходов за эти периоды нужно подтвердить документально
С 1 января 2027 года.
Подп. 1 и 2 п. 1 ст. 430 НК в ред. подп. «а» п. 84 ст. 2 Закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ
НКО будут платить больше страховых взносовДля НКО и благотворительных организаций на УСН повысили размеры пониженных тарифов страховых взносов:
- 15 процентов – с выплат не больше предельного размера базы. В 2026 году тариф – 7,6 процента;
- 7,6 процента – с выплат больше предельного размера базы. В 2026 году тариф – 0,0 процента
С 1 января 2027 года.
П. 2.2-2 ст. 427 НК в ред. Закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ
