Обзор изменений в законодательстве — часть 2

Торговые площадки не смогут делать скидки на товары без вашего разрешения.

Президент подписал закон, который начнет действовать с 1 октября 2026 года и защитит права продавцов. Это значит, что Wildberries, Ozon и другие маркетплейсы больше не смогут устраивать распродажи за счет селлеров.

В  личном кабинете на маркетплейсе появится специальная кнопка. С ее помощью можно запретить торговой площадке снижать цену на товары без согласия продавца. Если площадка захочет сделать скидку, она должна будет предупредить продавца об этом как минимум за пять рабочих дней, но продавец вправе отказаться.

Про скидки маркетплейсы будут обязаны подробно писать в договорах с продавцами. Участие в акциях и снижение цен – на усмотрение продавца, но отказ в дальнейшем может быть чреват повышенной комиссией маркетплейса.

Еще одно важное изменение: продавец будет отвечать за информацию о товаре на сайте маркетплейса. Сама площадка должна обеспечить возможность разместить всю нужную информацию о товаре.

Источник: Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ

Налоговики рекомендуют переходить на электронные УПД.

 С 01.01.2026 перестанут действовать только официальные электронные форматы акта оказанных услуг и товарной накладной (ТОРГ-12). При этом возможность оформлять эти документы на бумаге по-прежнему сохранится.

ФНС рекомендует в течение 2025 года начать использовать УПД как основной отгрузочный документ. Потому что с 01.01.2026 УПД останется единственным официально признанным электронным документом, подтверждающим отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Согласно приказу ФНС от 20.01.2025 № ЕД-7-26/28@ с 2026 года утрачивают силу приказы ФНС, которыми утверждены электронный формат документа о передаче товаров при торговых операциях (т.е. ТОРГ-12) и формат электронного документа о передаче результатов работ/документа об оказании услуг (т.е. акта выполненных работ/оказанных услуг).

При желании можно будет оформлять акты и ТОРГ-12 в виде неформализованных электронных документов. Но нужно иметь в виду, что согласно разъяснениям ФНС, если электронные документы составлены не по утвержденному формату, то в случае истребования этих документов инспекцией представить их нужно либо в бумажном виде, либо в виде сканов, заверенных усиленной электронной подписью (Письмо ФНС от 04.02.2025 № ЕА-2-26/1316@).

Источник: Информация ФНС

Счета-фактуры и УПД разрешили подписывать через телефон

Счета-фактуры и УПД теперь можно подписать мобильной подписью через телефон руководителя или ИП. Для этого на телефон нужно скачать приложение «Моя подпись».

С момента запуска в ноябре 2024 года сервис позволял только создавать электронные документы и затем их скачивать, а подписывать можно было только в сторонних решениях. Также для подписания документа необходимо было приобрести лицензию на криптографическое программное обеспечение. Теперь все можно делать в одном приложении.

В июне 2025 года возможности сервиса расширили. Теперь в приложении от ФНС руководитель компании или ИП может создать и подписать не только договоры, но и счет-фактуру, а также универсальный передаточный документ. В перспективе возможности сервиса еще расширят. Скачать мобильное приложение «Моя подпись» для смартфонов можно с сайта налоговой службы (информация на nalog.gov.ru от 21.07.2025).

Источник: информация на nalog.gov.ru от 05.08.2025

Преимущественную покупку доли в ООО можно ограничить или запретить 

С 1 сентября ООО вправе исключить или ограничить преимущественное право покупки доли участниками общества.

Теперь в уставе ООО можно прописать, что для участников общества (всех или отдельных) реализация преимущественного права покупки доли либо ее части зависит от определенных обстоятельств, срока или их сочетания.

Также можно запретить пользоваться преимущественным правом:

— всем участникам;

— некоторым конкретным лицам, прямо поименованным в уставе;

— участникам, имеющим долю в уставном капитале не менее или не более определенного размера.

Соответствующие положения можно внести в устав ООО как при его учреждении, так и позднее. Однако, во втором случае необходимо единогласное решение всех участников, принятое на общем собрании.

Чтобы исключить из устава соответствующие ограничения и запреты, потребуется не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества.

Факт принятия решения о внесении ограничений или об их исключении, а также состав присутствовавших при этом участников придется удостоверять нотариально.

Источник: Федеральный закон от 07.07.2025 № 186-ФЗ

Для гуманитарной и благотворительной помощи в поддержку специальной военной операции (СВО) с 1 июля 2025 года действует особый порядок налогообложения и учета (Федеральный закон от 23.07.2025 N 227-ФЗ внес в НК РФ изменения в данной части).

Налог на прибыль и УСН

Организации и ИП с 1 июля 2025 года вправе учитывать в налоговых расходах неденежную гуманитарную и благотворительную помощь, оказанную в рамках СВО (ст. ст. 265, 346.16 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюдение двух условий:

– товары (работы, услуги) должны быть переданы непосредственно воинской части, организации Вооруженных Сил РФ, Росгвардии или ФСБ;

– необходимо наличие документа, подписанного командиром воинской части или руководителем организации-получателя, который подтверждает факт получения помощи и ее целевое назначение.

НДС при передаче имущества, работ и услуг для СВО

С 1 июля 2025 года организации и ИП освобождаются от обязанности исчислять и уплачивать НДС при передаче имущества, работ и услуг для нужд СВО. Кроме того, входной НДС по этим операциям не подлежит восстановлению (ст. ст. 146, 170 НК РФ).

При этом должны соблюдаться те же условия, что и для учета расходов в целях налога на прибыль или при УСН.

Материальная помощь мобилизованным и членам их семей

Материальная помощь, оказанная мобилизованным, добровольцам, а также членам их семей, по приказу руководителя, не облагается НДФЛ и страховыми взносами. Кроме того, данные расходы могут быть учтены в составе расходов при расчете налога на прибыль и при УСН (ст. ст. 217, 265, 346.16, 422 НК РФ, Письмо ФНС от 27.12.2022 N БС-4-11/17665@).

С 13 сентября 2025 года меняется правила проведения проверок ККТ

Налоговые органы смогут проводить осмотры и выездные проверки дистанционно, в том числе с помощью видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор». С 20 до 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения жалоб на решения органа госнадзора, действия (бездействие) должностных лиц.

Контроль за соблюдением законодательства о применении ККТ регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ и Положением о госконтроле за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 N 272. В Положении  также предусмотрены правила контрольных закупок.

Постановлением от 05.09.2025 N 1374 Правительство РФ обновило правила контрольных закупок и проверок ККТ, приведя их в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. 

Изменения следующие:

— надзорный орган вправе размещать в личном кабинете контролируемого лица на Портале госуслуг или через кабинет ККТ информацию о выявлении индикаторов риска;

— по результатам контрольной закупки налогоплательщик получит Акт о проверке через 5 рабочих дней;

— если при закупке будут обнаружены нарушения, то сразу будет назначена документарная или выездная проверка с извещением органа прокуратуры;

— информация о проверке будет размещена в едином реестре контрольных мероприятий в течение 5 рабочих дней со дня ее начала;

— осмотр в рамках проведения обязательного профилактического визита может осуществляться дистанционно, в том числе с помощью видео-конференц-связи и мобильного приложения «Инспектор»;

— выездную проверку налоговые органы также смогут проводить дистанционно, в том числе с помощью видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор»;

— по результатам проверки без взаимодействия акт составляется только в случае выявления нарушений;

— с 20 до 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения жалоб контролируемого лица на решения органа госнадзора, действия (бездействие) должностных лиц.

Постановление вступает в силу с 13 сентября 2025 года.

Импорт товаров с повышенными таможенными пошлинами: что изменилось с 9 сентября 2025 года

Расширен перечень товаров из недружественных стран, в отношении которых установлены повышенные ставки ввозных таможенных пошлин. В ТПП можно получить сертификат о происхождении ввозимых товаров в отношении товаров, к которым применяются повышенные ставки ввозных пошлин, а также товаров, входящих в перечень параллельного импорта. Сертификат выдается на основании представленного в ТПП РФ сертификата, выданного на ввозимый товар уполномоченным органом страны происхождения или страны вывоза товара.

Правительство установило до 31 декабря 2025 года действие повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на ряд товаров. Речь идет об импорте из стран, которые применяют меры, нарушающие экономические интересы России (Постановление Правительства РФ от 07.12.2022 N 2240).

С 9 сентября 2025 года установлено следующее (Постановление Правительства РФ от 30.08.2025 N 1341):

— ТПП России наделяется полномочиями по выдаче сертификатов о происхождении в отношении товаров, к которым применяются повышенные ставки ввозных пошлин, а также товаров, входящих в перечень параллельного импорта. Минпромторг разъясняет, что такие «заменные» сертификаты будут выдаваться ТПП России на основании сертификата, выданного на товар уполномоченным органом страны происхождения либо же страны его вывоза;

— в перечень товаров, по которым установлены повышенные ставки ввозных таможенных пошлин, включены некоторые виды масложировой продукции, напитков, инструментов, станков, транспортных средств, бананы;

— происхождение ввозимых товаров, включенных в перечень, может подтверждаться декларацией о происхождении товара, если в отношении товара применена повышенная ставка ввозной таможенной пошлины;

— происхождение товаров, включенных в перечень, ввозимых в рамках международных договоров, устанавливающих режим свободной торговли, участником которых является РФ, и применяемых в соответствии с законодательством РФ, может подтверждаться декларацией о происхождении товара при одновременном подтверждении происхождения соответствующего товара сертификатом о происхождении товара, выданным в соответствии с такими международными договорами;

— происхождение товаров, включенных в перечень, ввозимых из развивающихся или наименее развитых стран, может подтверждаться декларацией о происхождении товара при одновременном подтверждении происхождения соответствующего товара сертификатом о происхождении товара, выданным в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60.

Добавить комментарий